00:14 

*** № 115. Слэш как психология.

Пани Электричкова
14.06.2013 в 19:25
Пишет Simplemente Cuatro:

Слэш, как психология. )
Один мой друг опубликовал у себя пост на весьма актуальную для него тему гендерных стереотипов, в котором сказал пару слов в том числе и о во многом характерной для фэндома некоей мизогинии. Эти последние его построения мне захотелось подробно откомментировать, что я и зделал под постом. А так как мне подобные темы тоже далеко не безынтересны, здесь у себя я попробую превратить эти комменты в маленькую статью. Которая, как и положено всем уважающим себя теоретическим выкладкам, требует обдумывания и оспаривания.

****************

Наверно, не мне одному приходил в голову вопрос: а почему, собственно, так популярен слеш? (Ну, или применительно к аниме корректнее говорить ,"яой"). С чего это ради вдруг куча самых разных, вроде бы вполне психически нормальных людей, (в жизни, кстати, чаще женского пола, юноши-слэшеры - редкость) так неровно дышат к гомосексуальным отношениям, причём, не своим собственным (которых может и вовсе не быть), а между популярными персонажами? В чём может быть причина подобного увлечения - что, все поголовно возмечтали вдруг о смене пола? Впрочем, конечно, дедушка Фрейд говорил что-то о том, что всякая женщина-де бессознательно завидует наличию в штанах кое-чего, что у самой женщины отсутствует. Что ж, может быть, это, конечно, и так (во всяком случае, у некоторых вполне может быть так), но у меня возникла гипотеза, что применительно к слэшу\яою выкладки австрийского дедушки и вообще сексуальная тема практически не при чём.
А "причём" - исключительно гендерные стереотипы. Которыми, как ни крути, в той, или иной степени "промывают мозги" любому и каждому представителю человечества, у коего отсутствует то самое, что любил исследовать дедушка, фаллос, то бишь.

"Девочки должны играть в куклы", "Девочки любят любовные сюжеты", "Девочки то, девочки сё"... А на самом деле девочки все разные (как, впрочем, и мальчики) и с этой точки зрения никому и ничего не должны! (Да, мальчики не должны тоже).
В жизни встречаются девочки, которые любят не кукол, а танки и самолёты, и прекрасно в таковых разбираются, девочки, напрочь лишённые материнского инстинкта, девочки, мечтающие о карьере полевых хирургов, да мало ли ещё какие девочки. А вот в литературе, кино и аниме, увы и ах, подавляющее большинство женских образов, как в прокрустово ложе, "упакованы" в непривлекательную на самом-то деле обёртку из расхожих стереотипных представлений о "типичной женственности".Живых, цельных, по-настоящему захватывающих героинь - считанные единицы, и, конечно же, они беспомощно теряются на фоне дивизий и легионов легкомысленных дур, отвратительных клуш, истеричек, или просто "совершенно никаких" персонажек, вся ценность которых заключается в том, что они кем-то там приходятся герою. Причём, печальная эта тенденция не обходит даже и произведения авторов женского пола.
Возьмём, к примеру, то, что мне лично ейчас "кушает мозг" - аниме5 "Репетитор-киллер Реборн" (Кто ж "Реборна" не знает?). Мангака - женщина. И тем не менее "дискриминация женщин", описанная мной выше у неё выражена настолько беззастенчиво, что впору подозревать в активной мизогинии. .Нет, девочек-то в этом аниме много самых разных, но вот поданы они все так, что врагу не пожелаешь. Почему-то среди всех созданных мангакой действительно симпатичных персонажей нет ни одного женского. "Мужуки" у неё замечательные каждый по-своему, возвышенные, трогательные, сексуальные, забавные - самые разные, но каждый по-своему милый. А женщины - либо беззащитные жертвы на заклание (Хром Докуро, Юни), либо выставляются кромешными тошнотворными дурами (Хару, ММ), либо - просто никакие, фоновые персонажи (Киоко, Бьянки в большинстве серий). Лапушка И-Пин интересна и обаятельна только когда она маленький ребёнок. Взрослая умеет только переживать о судьбе рамена дядюшки Кавахиры...
Возьмём любое другое популярное, или не очень, аниме - то же самое. Кино и книги тоже не радуют - - та же картина, увы. Адекватных женских персонажей раз-два и обчёлся на легионы дур и истеричек и\или девочек, занимающих место в повествовании исключительно в качестве жены-невесты-воздыхательницы такого-то. Разумеется, в таких не то что "неинтересно играть", их хочется бессознательно "вытеснить" из повествования. Ну, кому в здравом уме нужна шибанутая Хару, или та же Джинни, о которой, собственно, и рассказать-то нечего, кроме того, что она была жертвой Воландеморта, а потом вышла замуж за ГПГ?
Вот и "выдавливают", как могут, живые, мыслящие и чувствующие девочки этих героинек из своего восприятия. Если автор и предполагал, что с этими одномерными, скучными, зачастую глупыми образами читательница\зрительница будет ассоциировать себя самоё, то на практике добиваются они, явно, обратного - жёсткой диссоциации. Лично я много раз наблюдал (напр. в том же Контакте), что девочки помладше и поглупее берут ники в честь популярных женских персонажей и вполне себе "гетно" пытаются заигрывать с обладателями мужских ников. Но стоит юзерше приобрести чуть большую искушённость в фэндомном общении, как она меняет образ на мужской, хоть и гомосексуальный. (Ария становится Бьякураном, Макото - Кунсайтом, Сакура - Дейдарой). Причём, гомосексуальность персонажа тут скорее уж объясняется не столько интересом к гомосексуализму как таковому, сколько всё тем же выдавливанием женского и женственности и из восприятия персонажей и из ближайшего сетевого окружения. Создаётся закрытый якобы мужской мирок - "вот я, Дейдара, вот мой Сасори-данна, а все Сакуры идут на хрен".
При этом в невиртуальной жизни и вне фэндома большинство таких девочек остаются вполне себе гетеросексуальными, влюбляются в Колянов и Димонов, а вовсе не в Кать и Свет. Мне во всяком случае ни разу не приходилось не слышать, ни лично наблюдать, чтобы хоть одна натуралка стала лесбиянкой из-за фэндом. Другое дело, что тем, кто уже сложился как особь гомо- или бисексуальная в фэндомах проще и уютнее быть самими собой, но здесь речь несколько не об этом.
К сожалению, привыкнув вот так "выдавливать" дам из восприятия, увы, начинаешь игнорировать и действительно достойных личностей. Просто потому что сложился рефлекс уже. Потому что так проще. Потому что такие уж условия мгры сложились на этом поле. Все Сакуры и "Мэрисьюхи" - глупенькие "школоло", их троллят все, кому не лень, на станичках Айзенов и Себастьянов часто можно увидеть предупреждения вроде: "только ролевое общение, девкам не отвечаю!". В результате немножко обживётся в сети такая "Сьюха" - и меняет ник на гендерно-противоположный. Чтобы оказаться среди более адекватных людей и более "качественных" игроков. Исключения бывают, но редко, и обычно это - совершенно цельные, очень сильные, психологически взрослые личности, которые вообще стоят выше всех и всяческих стереотипов.
При этом любовь - куда же без неё? Наличествует. Процветает. Но все страсти, конечно же, кипят исключительно внутри этого "якобы мужского мира". Нет особой разницы, идёт речь о сексе на час, или роковой страсти - всё ищется и находится в этом узком и тесном кругу, всё "для своих". (При этом в большинстве случаев моделируются и искренне переживаются именно чувства, о достоверности отыгрыша мужского секса не заботится практически никто. (На что, кстати, частенько ругаются критики фанфиков). Правильно - "играем гомиков" но не потому что интересны сами по себе гомики, а потому что это возможность "хотя бы временно не считать себя девочками". Ибо быть девочками, сознательно, или бессознательно, всех и в реале достало.
Достало настолько, что переход в переписках с мужских родовых окончаний на женские считается оскорблением и\или бывает вполне адекватным ответом на оскорбление. Не обращайтесь к таким людям в женском роде. Не поминайте их паспортные женские имена даже в самом нейтральном контексте. Или делайте это с безопасного расстояния. (с) наш Скуало.
Это тоже совершенно логично. Если я сам называю себя в мужском, а не в женском роже - уважай мои правила игры. Если я создаю образ - не смей его разрушать! Короче - не ломай мои игрушки и не писяй в мой горшок
Конечно, у "мужедевочек" опять-таки помладше и поглупее агрессия, скорее всего идёт сама по себе, без каких-либо обоснований, такое детское "не смей и всё, а то не дружу с тобой!". Юзеры поадекватнее чаще всего могут спокойно пояснить свою позицию. Но это уже - вопрос ума и воспитания, а не "маленьким обидно, взрослым-вумным - уже нет". В виртуальном общении, в сетевых играх и творчестве работает девиз "Моя территория - мои правила". Так что на самом деле всем обидно, когда границы игнорируются.
Если такой человек захочет уязвить коллегу по фэндому одного с ним биологического пола, то непременно начнет обращаться к нему в женском роде, даже если раньше говорил в мужском, в соответствии с полом персонажа. Надо сказать, что наблюдать подобное довольно забавно. Вроде бы ты и так в курсе, что обитаешь в женском теле. Но теперь это еще и преподносится как страшный недостаток. Мизогиния пышным цветом, короче.(с) опять же Дождь Варийский. Всё то же "выдавливание". Обидчка\обидчицу подобным образом выдворяют из доверенного круга общения, чисто "мужского". Женщина ты после этого, а не Наруто (Ичиго, Каору, Реборн)! Тебе здесь не место, тебе с нами не о чем говорить, ты удалена из нашей игры, забанена без права возвращения! - вот какая эмоция на самом деле стоит за подобными фразами, ИМХО. Тебе нет места в моей сказке, после того, как ты нужное вписать...
Встречал я и "самовыдавливание". Некий человек, фэндомец, игрок женского в реале пола по каким-то личным причинам "вырастает из своей старой сказки". (Тут ещё очень многое можно было бы сказать уже не о гендерных, а о возрастных и социальных гнусных стереотипах). И начинает говорить и писать о себе в женском роде. Было, допустим: "сегодня приезжал Мукуро, я его потащил в кафешку", стало: сегодня приезжала моя сестра, я её сводила в ту кафешку". Типа взрослый, точнее, типа взрослая.
В общем, исходя из всех этих наблюдений получаем достаточно неожиданно звучащую формулу: Слэш, яой и сёнен-ай имеют самое малое отношение к гомосексуализму, да и вообще какому-либо "сексуализму". Слэш используется в качестве флажков, которыми отмечаны границы знасколько это вообще возможно, свободной от гендерных стереотипов. Дедушке Фрейду и ЛГБТ-ненавистникам в этой темы вообще ловить нечего. То, что на первый взгляд по форме может показаться сексуальной девиацией на поверку и к сексу-то относится постольку-поскольку. Это просто бессознательный протест, бунт против навязываемых извне, "типа обязательных" рамок поведения. На этом моменте неплохо бы упомянуть ещё одно аниме, очень старое. Была такая юная революционерка Утена, которая, обломавшись ждать принца, решила, что станет принцем сама. И у неё получилось. )))

Маленькое, но необходимое заключение. Всё, сказанное мной выше касается отнюдь не ста процентов представителей фэндома и даже не ста процентов слэшеров\"слешерш". К счастью в большинстве популярных канонов таки имеются адеватные женские персонажи, а значит, имеются те, кто берёт себе их имена и образы, и несёт их вполне достойно. Есть и те, кто имён из канона не берёт вообще, просто не нуждается в этом. И пол в сети не "меняет", потому что тоже не нуждается. И при этом умеет и тонко пон6имать первоисточник, и писать фанфики, может быть даже и слэшные. Но такие - в меньшинстве. В большинстве - "мужедевочки". А для большинства "мужедевочек" пресловутый слэш - не ориентация, а субкультурная условность. Как "любовь к смерти" у готов. Случаи же так называемых "входов", "вселенцев" и "пореального" трансгендерства я здесь вообще не рассматриваю. Хотя бы потому что каждый из этих самых случаев слишком индивидуален, чтобы была возможна хоть какая-то досужая их, случаев, систематика.





URL записи

@темы: Hyuindai-sama, Размышления, Улькиорра

URL
   

Вокзальчик между мирами

главная